Учебная программа факультативного занятия
«На уроке и после урока (готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе)» для VIII - XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования(повышенный уровень)
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая учебная программа факультативного занятия «На уроке и после урока (готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе)» (повышенный уровень) предназначена для VIII- XI классов учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования.
2.Настоящая учебная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Учебный материал структурирован по темам. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное, учитель имеет право, исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, уделять больше или меньше
времени отдельным темам или видам работ.
3. Цель – реализация потребности старшеклассников в повышении
их языковой и речевой компетенции.
4. Задачи:
воспитывать любовь к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;
пробуждать интерес к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;
углублять знания по разным разделам курса русского языка;
развивать умение решения нестандартных языковых и речевых задач;
формировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.
5. Рекомендуемые формы и методы проведения занятия:
индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность,
ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лингвистического материала, лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся, экскурсия, виртуальное путешествие, викторина, игровая программа, творческие мастерские, литературная гостиная, соревнования, занятия-игры и другие формы работы.
В процессе проведения занятий могут использоваться различные виды деятельности: выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения; знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями отзыва, анализ образцовых и негативных текстов отзывов, создание самостоятельных отзывов о поэтических и прозаических произведениях; аналитическая работа с
формулировками тем, с понятиями, с афоризмами, со способами выстраивания концепции и т.д.; лингвостилистическая работа, риторическая деятельность в момент обдумывания темы непосредственно в конкурсе; стилистический анализ, лингвистический анализ и др.; устанавливание значимых связей между элементами текста, расположенными рядом и на расстоянии, принадлежащими одному или
разным уровням, обеспечивающими связность и запоминаемость текста.
6. Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Специфика олимпиадных конкурсов (2 часа)
Трудности конкурса по языку и литературе.
Особенности подготовки к написанию отзыва. Критерии проверки отзыва
Тема 2. Написание сочинения-отзыва (10 часов)
Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования. Жанровая специфика отзыва.
Содержательный аспект анализа текста (социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст).
Сильные позиции в тексте - заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало).
Полнота и глубина интерпретации содержания произведения (тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос.
Художественное время и пространство.
Образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы.
Фоновые знания, вертикальный контекст.
Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции. Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста.
Размер, рифма, строфика как элементы ритма
Тема 3. Лингвистический конкурс как этап олимпиады (18 часов)
Особенности заданий по фонетике. Нормы произношения звуков современного русского языка, постановка ударения в словах.
Особенности заданий по лексике.
Особенности заданий по фразеологии. Нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им значении, нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами.
Языковая и речевая норма и отклонения от нее.
Особенности заданий по морфемике.Нормы сочетания морфем в слове.
Особенности заданий по словообразованию.
Особенности заданий по грамматике именных частей речи.
Особенности заданий по глаголу, наречию и служебным частям речи.
Особенности заданий по синтаксису словосочетания и простого предложения.
Особенности заданий по синтаксису сложного предложения.
Особенности заданий по орфографии и пунктуации.
Тема 4. Олимпиадные задания по литературе. (2часа)
Задания по литературе XVIII-XIX в.
Задания по литературе XX в.
Тема 5.Обобщающие занятия (3 часа)
Решение и анализ олимпиадных заданий
раскрыть » / « свернуть