Презентация.
Цели урока:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений;
- находить средства связи придаточной части с главной;
- определять позицию придаточной части по отношению к главной;
- строить схемы СПП с придаточной определительной ;
- правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной определительной;
- учить соблюдать нормы построения СПП с придаточной определительной.
Оборудование: тестовые задания, таблица «Виды придаточных в СПП», схема рассуждения, таблица «Разнообразие союзных слов в СПП с придаточной определительной», мультимедийный проектор, презентация, компьютер.
Слайд 1.Организационный момент.
Добрый день! Как всегда я рада вас видеть!
Ребята, каждый урок обогащает вас интеллектуально, планомерно приближает вас к достижению главной цели - успешной сдаче экзаменов, ЦТ, но гораздо важнее, чтобы он оставлял след в вашей душе.
На предыдущих уроках мы начали с вами изучать сложноподчиненные предложения.
2. Проверка д/з
Начнём с проверки домашнего задания.
1) Какое упражнение выполняли дома?
2)Что нужно было сделать в домашнем упражнении?
3) Назовите номера предложений, в которых придаточная часть стоит перед главной? (1,3)
Определите вид придаточной в 1-ом пр-нии. (условия)
В 3-ем пр.? (цели)
4) Назовите номера предложений, в которых придаточная часть следует за главной? (4, 5)
Вид придаточной в 4-ом пр.? (степени)
В 5-ом пр.? (изъяснительная)
5)Какое предложение осталось? Прочтите его. Объясните знаки препинания в этом предложении. Что вы можете сказать о нём? ( Придаточная часть находится внутри главной)
6)Как связаны части этого предложения? Начертите схему этого предложения на доске
( придаточная места, части связаны союзным словом где)
Слайд.2 Проверьте правильность построения схем предложений.
1) Осталось проверить орфографию.
- назовите слова, в правописании которых вы руководствовались правилом « Чередующиеся гласные в корне слов» (растений, ложились). Объясните их написание.
- как написали слово в даль? Почему? (Сущ. С предлогом)
- назовите слова, где нужно было вставить одну или две буквы нн. ( вооружены – кр. причастие; напряжённо – наречие от напряжённый).
Молодцы, хорошо справились с домашним упражнением.
Слайд3 3. Цифровой диктант: 1- да, 0- нет.
-Открыли тетради, записали число и классная работа. Проведём цифровой диктант. Вы должны ответить на вопросы цифрами: да-1, нет -0.
- слово «пунктуация» произошло от слова «пунктуальный».(0)
- придаточная часть в СПП может стоять только после главной.(0)
- независимое предложение в составе СПП называется главным.(1)
- союзы и союзные слова входят в придаточную часть.(1)
- указательные слова входят в придаточную часть.(0)
- Союзные слова являются членами предложения(1)
- Зачитайте, что у вас получилось.
Слайд 4. Проверьте. (001101)
4. Новая тема.
А) Вступительная беседа.
- Вспомните, какой праздник отмечали 14 октября?
«Мама» — самое святое слово… Именем матери названы главные святыни нашей жизни: мать-Земля, Родина-мать, Богоматерь.
( слайд5. Богоматерь)
Для каждого из нас мама - самый дорогой и близкий человек. Она подарила нам жизнь. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Всегда ли мы осознаем и ценим это? (пауза). Послушайте стихотворение.
1)Благослови ту женщину, чье имя – Мать!
2)Храни ее…
3)Храни ее за нежный голос, что меня ласкает.
4)Храни ее за дружеское слово в те дни, когда надежда покидает.
5)Храни ее заботливые руки, которые, как два крыла,
От бед оберегают.
6)Храни за отчий дом, где ее ангелы летают.
7)Храни за доброту, за радость, за любовь…
8)Храни ее за все.
9)Храни ее…
- Любовь к матери лирического героя почувствовали? Конечно!
Слайд 6 - эти слова мывозьмём как эпиграф урока. Запишите их, пронумеровав предложения и расставив знаки препинания.
Слайд 7.
Объясните постановку знаков препинания.
(1, 3,4,5,6 пр-я СПП; 7 пр-е – однородные члены предложения; в 5 пр-ии сравнительный оборот с как)
-Молодцы! А теперь давайте докажем, что перед нами текст и проведем его комплексный анализ. Что такое текст? (Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически)
1.Определите тему и идею?( Тема: любовь к матери. Идея: призыв беречь маму)
2. Как бы вы озаглавили это стихотворение?
3. Для создания поэтического образа матери автор использует различные средства художественной выразительности. Назовите номера предложений, где он использует такой троп, как эпитет.
Эпитет – (3,4,5,6)
4. Замените слово высокого стиля ОТЧИЙ из предложения 6 на стилистически нейтральный синоним и запишите его. (родной, родимый)
5.Какие виды предложений представлены в тексте, а какие нет?
( простые предложения (односоставные), сложноподчиненные, не представлены ССП, БСП) Запишите номера предложений в таком порядке:
Слайд 8
ПП-
ССП-
СПП-
БСП-
- Что у вас получилось? Какие предложения есть в тексте? Каких нет? Назовите номера.
Проверьте.Слайд 9.
ПП – 2,7,8,9
ССП ---------
СПП- 1,3,4,5,6
БСП----------
6. С точки зрения синтаксиса автор использовал в тексте преимущественно сложноподчиненные предложения. Их пять. Поставьте в них вопросы от главного предложения к придаточному. Какой вопрос мы задаем в них от главного к придаточному? (какой?)
7. Какой второстепенный член отвечает на вопрос какой? (определение)
8.Как же называются придаточные, отвечающие на вопрос какой?(Определительные)
9. Так какие СПП предложения представлены в тексте? ( СПП с придаточными определительными)
Слайд10. Предметом нашего изучения сегодня будут СПП предложения с придаточными определительными. Это один из видов СПП предложений.
. Тема нашего урока: СПП с придаточными определительными.
Слайд11 .Обозначим цели. Помогите продолжить предложения.
1.Знать признаки… (СПП с придаточной определительной)
2.уметь находить …(СПП с придаточной определительной в тексте)
3.расставлять…( знаки препинания в СПП)
4.составлять …(схему СПП с придаточной определительной)
Слайд 12 (с целями)
-Чтобы достичь обозначенные нами цели, мы будем
Исследовать, комментировать наши действия.
.Запишите эти словарные слова:
ИсслЕдовать, комментИровать, комментАтор
Обратимся к словарю:
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что. 1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы. 2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного. || сущ. исследование, -я, ср.
КОММЕНТИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Дать (давать) комментарии, пояснения к чему-н. К. текст. К. события. К. матч. || сов. также прокомментировать, -рую, -руешь; -анный.
КОММЕНТАТОР, -а, м. 1. Автор комментария. К. текста. 2. Человек, к-рый комментирует что-н. Спортивный к. || ж. ком-ментаторша, -и (ко 2 знач.; разг.). || прил. комментаторский, -ая, -ое.
Б) Работа по вариантам
Перед каждым из вас лежит таблица, которую мы должны заполнить и этапы рассуждения при анализе предложения. Таблицу эту вы оставите себе, мы будем продолжать её заполнять на следующих уроках. Для того, чтобы заполнить таблицу, вы будете анализировать предложения, руководствуясь Приложением №1. Прочтите его. Работать будем по вариантам.
Слайд 13. 1в- 1пр-е;
2в – 3пр-е; 3в – 4пр-е; 4в- 5пр-е; 5 в - 6пр-е.,6в – предложение записано на карточке.(Всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери.)
- Проверяем.
Слайд 14 Благослови ту женщину, чье имя – Мать!
Слайд15. Храни ее за нежный голос, что меня ласкает.
Слайд 16. )Храни ее за дружеское слово в те дни, когда надежда покидает.
Слайд 17. Храни ее заботливые руки, которые, как два крыла,
От бед оберегают.
Слайд 18.Храни за отчий дом, где ее ангелы летают.
Слайд 19. Всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери.
Проверим, что получилось.
В итоге у вас должна получится вот такая таблица. Проверьте так ли у вас, если что-то упустили, то дополните .Слайд20.
5. Физкульминутка.
Устали? Давайте отдохнём. Я продолжу зачитывать высказывания о матери. А вы встаёте, в знак уважения, если услышите слово мать.
Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград.
Любовь к Родине начинается с любви к матери.
А человек начинается с его отношения к матери.
Мама первое слово, которое произносит человек.
Все лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери.
6. Закрепление.
- Отдохнули и работаем дальше. - Отличительные признаки СПП с придаточными определительными мы теперь знаем и можем применять эти знания на практике. Но прежде давайте их повторим ещё один раз.
- К чему относится придаточное определительное предложение?
- На какой вопрос отвечает?
- Чем связываются части СПП с придаточной определительной? (Относится к существительному или местоимению в главной части, отвечает на вопрос какой?, связывается союзными словами)
1)Работа с учебником.
- Открыли учебники на стр.84-85. Прочтите правила. Что ещё мы должны запомнить? (стр.85) Придаточная определительная всегда стоит после существительного, к которому она относится.
Слайд 21. Выполним упражнение 121.
Выполнение упр. 121. По рядам: 1р – 1-2пр-е, 2р.- 3-4пр-е., 3р -5-6пр-е..
Читаем, что нужно сделать в упражнении? Я дополняю вам задание – составить схемы, записанных предложений.
- В русских газетах, которые мы получали,тон статей заметно менялся.
- Те редкие минуты, когда после работы мать выходила во двор отдохнуть на траве возле грядки, были самыми отрадными для Тани.
- На маленькой полянке, где посредине в сером пепле ещё таились невидимые искры, лежала тень.
- Улица, где живёт Серёжа, называется Дальняя.
- Он шёл не своей обычной неторопливой походкой, какой ходят во время прогулок, а быстрыми и резкими шагами.
- Писатель, чьи книги нам очень понравились, ответил на наши вопрося.
Неторопливой. Редкие
Проверяем. Схемы чертят на доске
- Как вы думаете, чем можно объяснить разнообразие средств связи в СПП с придаточной определительной? Сделайте вывод на основании упр 121 и таблицы (приложение 2) «Разнообразие союзных слов в СПП с придаточной определительной» ( Придаточные имеют разное значение.)
2) тест
- выполните тест и сдайте работы.
1) Найди CПП c придаточным определительным:
А. Я вернулся в сад, где еще вчера мы прощались с друзьями.
Б. Необходимо было заменить банки, заполненные березовым соком, на новые, пустые.
В. В воздухе стоял дурманящий травяной запах, и даже едкий дым костра не мог его перебить.
2) Найди верное утверждение:
А. Придаточное определительное зависит от сказуемого-глагола в главной части.
Б. Придаточное определительное зависит от всей главной части предложения.
В. Придаточное определительное зависит от существительного в главной части предложения.
3) Найди лишнее предложение среди СПП
А. Прошел месяц, в течение которого он ни разу у нас не был.
Б. Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
В. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
4)В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Даже полезные наставления(1) я могу выслушивать(2) только от людей(3) мнение(4) которых мне дорого.
1) 3
2) 1,3
3) 1,2
4) 2,4
5) В каком варианте ответа указаны сложноподчиненные предложения, строение которых соответствует данной схеме? [ ,( ), ]
Знаки препинания не расставлены.
А. Улица по которой мы ехали была выложена тусклым розовым камнем.
Б. Нет ничего прекраснее елового леса зимой когда белые шапки громоздятся по уходящим вверх лапам.
В. Необычайно сложно судить о времени в котором ты живешь.
Г.Кухня куда меня в конце концов привели выглядела безупречно.
1) А,Б
2) Б,В
3) В,Г
4) А,Г
Слайд 22. 7. Дом. задание.
Упр.122(3 пр.) + определить, какими членами предложения являются союзные слова.
8. Рефлексия
- Используя СПП, продолжите фразы, высказав своё отношение к тому, что мы сегодня делали на уроке:
Слайд23
- Сегодня я почувствовала,…
- Урок дал мне понять,..
- Я уверен(а), ..
- Мне нужны знания,..
- Сегодняшний урок, который …,
В заключении мне бы хотелось, чтобы вы сегодня, придя домой, сели рядом с вашей мамой и тихо, нежно сказали: «Спасибо, мамочка, за то, что ты у меня есть!»
Урок окончен.
Слайд24. Спасибо!
раскрыть » / « свернуть