Цель: совершенствование системы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися по вовлечению их в олимпиадное движение, повышение качества образованияпо учебному предмету «Физика» и подготовка учащихся г. Климовичи к III этапу республиканской олимпиады по физике.
Задачи деятельности ресурсного центра:
- Создать условия для проведения еженедельных занятий по подготовке учащихся города к областной олимпиаде по физике.
- Содействовать совершенствованию теоретических знаний, навыков экспериментальной деятельности учащихся, повышению мотивации к изучению учебного предмета «Физика» на повышенном уровне.
- Создать условия для формирования банка методических материалов по вопросам организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися и обеспечить ведение раздела «Подготовка к олимпиадам» на сайте учреждения.
Раздел 1. Кинематика (6ч)
Равномерное движение.
Неравномерное движение. Средняя скорость.
Равнопеременное движение. Ускорение.
Графическое представление движения.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту (координатный, векторный метод).
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать: смысл физических понятий: механическое движение, перемещение, скорость, ускорение.
Учащиеся должны уметь: анализировать графики зависимости кинематических характеристик равномерного и равнопеременного прямолинейного движения от времени; решать качественные, графические и расчетные задачи на применение кинематических законов движения, правила сложения скоростей; определять скорость, ускорение, перемещение, путь и координаты материальной точки при поступательном движении с постоянным ускорением.
Раздел 2. Тепловые явления (5ч)
Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость вещества.
Горение. Удельная теплота сгорания топлива.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления (кристаллизации).
Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать: смысл физических понятий: внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования, температура кипения (конденсации); термодинамическая система, внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя; смысл первого закона термодинамики.
Учащиеся должны уметь: применять первый закон термодинамики к изопроцессам изменения состояния идеального газа; решать качественные, графические, расчетные задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии, коэффициента полезного действия (КПД) тепловых двигателей с использованием первого закона термодинамики, уравнения теплового баланса.
Раздел 3. Электрические цепи (4ч)
Расчет электрических цепей.
Эквивалентные схемы.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать: смысл физических понятий: электродвижущая сила(ЭДС), сила тока, сила тока короткого замыкания, работа и мощность источника тока, коэффициент полезного действия (КПД) источника тока;смысл физического закона Ома для полной цепи.
Учащиеся должны уметь: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение характеристик полной электрической цепи и ее отдельных участков с использованием: законов Ома для участка цепи и полной цепи,закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников.
Раздел 4. Динамика (7ч)
Силы в природе. Сила Архимеда. Плавание тел.
Зависимость ускорения свободного падения от расстояния до центра планеты.
Движение планет и спутников, 1 космическая скорость, 2 космическая скорость. Законы Кеплера.
II закон Ньютона в импульсной форме.
Работа. Мощность. КПД механизма.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать: смысл физических понятий: инерция, масса, плотность, сила, вес тела, невесомость, перегрузка; смысл физических законов (принципов): Ньютона, всемирного тяготения, Гука, принципа относительности Галилея.
Учащиеся должны уметь: применять законы динамики Ньютона для описания и объяснения механических явлений;обладатьэкспериментальными умениями: измерять физические величины – силу (тяжести, трения, упругости, вес), жесткость пружины, коэффициент трения; строить графики зависимости силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы давления; решать качественные, графические и расчетные задачи на применение законов Ньютона, на движение тел (системы тел) под действием сил (тяготения, упругости, трения) с применением формул, выражающих законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, формул сил тяжести, трения.
Раздел 5. Оптика (5ч)
Законы отражения и преломления света.
Линзы. Формула тонкой линзы.
Ход лучей в стеклянной призме и плоскопараллельной пластинке.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать: смысл физических понятий и явлений: показатель преломления; смысл физических законов и принципов отражения и преломления света.
Учащиеся должны уметь: описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление света; экспериментально определять показатель преломления вещества, фокусное расстояние тонкой собирающей линзы; решать качественные, графические,расчетные задачи на построение хода световых лучей в сферических зеркалах, плоскопараллельных пластинах; описывать характеристики изображения в зеркалах, тонких линзах с использованием законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, формул тонкой линзы.
Раздел 6. Математический и пружинный маятники (7ч)
Колебательное движение. Гармонические колебания.
Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
Уравнение гармонических колебаний.
Пружинный и математический маятники.
Превращения энергии при гармонических колебаниях.
Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать: смысл физических понятий и явлений: свободные колебания, гармонические колебания, амплитуда, период, частота, фаза колебаний, вынужденные колебания, резонанс.
Учащиеся должны уметь: экспериментально определять период колебаний и амплитуду, фазу колебаний; решать качественные, графические, расчетные задачи при описании гармонических колебаний.
раскрыть » / « свернуть