Рекомендации педагогам и классным руководителям по профилактике суицидального поведения среди учащихся
Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявление отличаются многообразием.
Истинное суицидальное поведение. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.
Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:
- жестокое обращение окружающих
- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний
- проблемы в школе,
- неразделенная любовь.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов).
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
1.Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
2.Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
3.Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта.
Рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1. Определить причину психотравмирующей ситуации, выявить внутренний конфликт.
2. Создать благоприятный психологический климат, учитывая социальный статус каждого ребенка.
3. Учителям знать возрастные особенности учащихся.
4. Избегать психотравмирующих ситуаций, проводить уроки с положительно-эмоциональным настроением.
5. Помочь учащимся в определении приоритетов, учить отказываться от завышенных требований и сверх ожиданий, поощрять личные достижения и успехи ребенка.
6. Культивировать уверенность ребенка в себе.
7. Не сравнивать успехи и достижения ребенка с достижениями других ребят.
8. Быть для ребенка внимательным слушателем.
9. Задавать вопросы учащимся, чтобы помочь разобраться им в своих мыслях.
10. Проявлять толерантность к действиям детей, не допускать вседозволенности.
11. Устанавливать заботливые взаимоотношения. Чаще использовать фразы: «Мы с тобой», «Мы тебя любим» и т.д.
12. Формировать у детей понятия о том, что жизнь – это главная ценность для человека.
13. Помогать ребенку формировать жизненные принципы, свое кредо.
14. Включать ребенка в общественную жизнь класса, школы и т.д.
15. Как можно чаще использовать тактильные прикосновения.
16. Не запрещать детям выражать свои эмоции.
разгарнуць » / « згарнуць